• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мандельштам О.Э.

Внутренний отзыв на раздел критики двухтомного собрания сочинений О.Э.Мандельштама. С пометами: "Статьи не пойдут. Подпись [неразборчиво]. 8 Май 1933" и "Секретно". Издание не вышло.




РГАЛИ
Ф. 611 (Госиздат РСФСР). Оп. 2. Д. 243. Л.121-122 об.
2 л.
1933
Цитата: «...В своей философской концепции Мандельштам соединил "французское с нижегородским" (выражаясь его терминами - "домашность" и Европу), а именно, мистический российский эллинизм, столь отличавший его от остальных представителей акмеистической школы с интуитивизмом Анри Бергсона. Философия последнего является для Мандельштама последним и высшим научным методом. Он всячески восхваляет и историческую концепцию Бергсона, который вместо причинности, столь рабски подчиненной мышлению во времени..., выдвигает проблему связи, более плодотворную "для научных открытий и гипотез". Отсюда и отрицание "дурной бесконечности эволюционной теории" и, логически рассуждая,- марксизма, который, как-никак придает "дурному" принципу причинности больше значения.
В связи с этим Мандельштам и подходит "научно" к литературным явлениям. Так как бергсоновская теория связи требует наличия стержня, объединяющего явления, Мандельштам, рассуждая о единстве русской поэзии на протяжении всей ее истории (сама по себе сугубо идеалистическая постановка вопроса), находит этот стержень в русском языке, и не просто в русском языке, а в лучших "эллинистических" элементах русской речи.
...Проблема слова и культуры в мистическом понимании служит для Мандельштама поводом для внеисторических, надсоциальных сопоставлений, при которых, например, объединяются и одинаково славословятся Чаадаев и... Розанов. Воистину нужно стоять на вершине "поэтического бесстрастия" и аполитичных вневременных и внесоциальных позиций, чтобы ставить рядом имя Чаадаева, пережившего трагедию передового человека в эпоху николаевской реакции, оппозиционного (в период "философского письма") по отношению к российскому самодержавию, чтобы поставить это имя рядом с именем апологета великодержавия, мракобеса и черносотенца Розанова.
Не станем умножать примеры, характеризующие статьи М. Укажем лишь, что революцию он "приветствует" с тех же позиций. Революция хороша потому, что на петербургских улицах пробивается трава, т.е. потому, что революция, разрушая старую культуру, ведет к природе, к эллинской простоте. "Испытания", переживаемые русской культурой, не страшны для того, над кем витает "Ключевский, добрый гений, домашний дух - покровитель русской культуры, с которым не страшны никакие бедствия, никакие испытания" (с. 58).
Статьи Мандельштама - квинтэссенции рафинированной идеологии либеральной русской буржуазии. Они имеют ценность только для исследователя, выявляющего идеологическую сущность и классовые корни поэта. Переиздавать их сейчас (даже с критическим предисловием) - крупнейшая политическая ошибка. Никакими ссылками на необходимость бережного отношения к старой интеллигенции, стоящей на советской платформе, это переиздание нельзя будет оправдать, ибо оно не только явится политическим промахом издательства, но окажет скверную услугу самому Мандельштаму»



 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.